Обслуживание автомобильного кондиционера

Обслуживание автомобильного кондиционера

Автомобильный кондиционер уже давно перекочевал из представительских пульманов в машины рядового автолюбителя. Кондиционером может похвастаться даже такая кроха как Шевроле-Спарк. Но кондиционер это не только способ не зажариться живьем, но и еще ответственность.


Что надо для того, что бы кондиционер работал исправно? - Вовремя проводить диагностику и сервисное обслуживание, заправлять хладагент (подробнее о заправке кондиционера) правильного типа. Диагностика включает в себя проверку герметичности системы, проверку компрессора и приводного ремня, проверку работы испарителя, проверку хладагента и компрессорного масла. За год теряется до 20% объема хладагента из-за диффузии.
Каких-либо специальных мероприятий по подготовке исправного кондиционера к летнему сезону обычно не требуется. Можно лишь порекомендовать проверить работоспособность кондиционера заранее, до наступления теплых дней, и при подозрении на недостаточную эффективность либо неисправность заехать в сервис на диагностику и заправку кондиционера. Обычно это откладывают до последнего, и с наступлением жары во всех обслуживающих кондиционеры фирмах возникают большие очереди.
Самому можно помыть конденсатор от грязи и соли водой из шланга. Почистить испаритель или поставить салонный фильтр (проверка проста - переключили с внешней на внутреннюю циркуляцию воздуха - если поток возрос, то надо чистить). Проверить работу электровентилятора, послушать компрессор на предмет посторонних скрипов и шумов, а также вибрации, естественно проверить натяжение приводного ремня. Появление изморози или капелек на трубках, клапанах, соединителях показывает то, что линия засорилась.
На ресивере находится окошечко, через которое можно наблюдать за состоянием хладагента: ничего нет - нормальное состояние или весь хладагент вытек (кондиционер не работает), немного пузырьков - нормальное явление, много пузырьков или белая эмульсия - большие утечки хладагента (систему лучше сразу не включать и обратиться в сервисный центр). К сожалению, такие глазки есть далеко не на всех относительно старых автомобилях.
Автомобильный кондиционер представляет собой холодильную машину, элементы которой соединены трубками-фреонопроводами. Соединители в автомобильном кондиционере резьбовые, с резиновыми уплотнителями, в отличие от сварных в бытовом холодильнике. При воздействии вибраций, перепадов температуры и т.п. происходит изменение свойств уплотнителей, вследствие чего фреон из системы постепенно улетучивается. Из-за этого кондиционер нужно периодически заправлять. Обычно на новом автомобиле фреон требуется дозаправлять раз в 2-3 года, через 5-7 лет скорость утечки увеличивается и дозаправка нужна раз в 1-2 года, даже при отсутствии явных дефектов. Кстати, все элементы кондиционера смазываются маслом, добавленным в фреон, и именно с этим связана рекомендация включать кондиционер зимой раз в месяц на 10-15 минут. Циркулирующее масло смажет за это время все уплотнители, и они будут дольше служить.
Конденсер, прослуживший 5-7 лет, почти всегда имеет многочисленные очаги коррозии, особенно в местах крепления. В районе появления микротрещин на конденсоре появляется характерное пятно от просачивающегося масла. Такой конденсер при очередном обслуживании автомобиля подлежит замене. Попытки заварить поврежденный конденсер чаще всего обречены на неудачу - проблема вскоре вновь проявится, возможно, на месте другого очага коррозии. Раз в 2-3 года в кондицио-нере нужно заменить фильтр-ресивер и, при наличии фильтр воздуха, поступающего в салон машины.
Если система кондиционирования повреждена, нужно по возможности быстро восстановить ее герметичность, для предотвращения попадания в систему воздуха, содержащего влагу и загрязнения. Если автомобиль предстоит сильно нагревать, например, в окрасочной камере, нужно обязательно удалить хладагент из системы кондиционирования, иначе аномально высокое давление в системе, возникающее при нагреве, может вызвать разрыв какого-либо блока кондиционера.
Заправлять кондиционер нужно строго фреоном той марки, который был в кондиционере. Автовладельцы часто слышали, что фреонов бывает двух типов, «старый» и «новый». На самом деле фреоны подразделяются на хлорсодержащие, из которых в автомобильных кондиционерах применяют фреон СF2С12 (торговое наименование R12), и безхлоровые, из которых в автомобиле применяется С2Н2Р4 (торговое наименование R134а). Фреон R12 применялся в авто-кондиционерах с 40-х годов прошлого века, но в 1990 г. были приняты правила, ограничивающие применение разрушающих озоновый слой веществ, к которым относится и фреон R12, и примерно с 1993 г. в автомобилях стал применяться фреон R134а. Фреоны этих двух типов несовместимы, заправка в кондиционер с фреоном R134 фреон R12 (и наоборот) почти неминуемо выводит кондиционер из строя из-за образования твердых продуктов реакции разных фреонов (и разных масел). Тип фреона всегда указывается на каком-либо из блоков кондиционера. Фреон R12 в настоящее время почти не производится, и стоит дороже фреона R 134а.
По большому счету, в автомобильном кондиционере механическому износу подвержен только один элемент - компрессор, остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаше всего первым выходит из строя не он, а конденсер - теплообменник, установленный перед радиатором двигателя. Он находится под давлением (до 20 атм.) и постоянно омывается с дороги солью, грязью и т.п. Коррозия, вибрация, механические напряжения приводят к образованию в нем микротрещин, и к утечке хладагента.
Продлить срок его службы, как впрочем, и всех прочих деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства в чистоте. Особенно тщательно нужно промыть конденсер от накопившихся соляных отложений весной. Кроме того, загрязнение конденсера часто является единственной причиной плохой работы кондиционера в целом.
В процессе мойки подкапотного пространства полезно проверить надежность механического крепления трубок-фреонопроводов. Если какая-либо трубка вибрирует, ее обязательно нужно закрепить. Также при эксплуатации автомобиля с кондиционером полезно почаще проверять уровень масла в двигателе, охлаждающей жидкости в радиаторе, натяжение ремня привода агрегатов. Это связано с повышенной нагрузкой на двигатель, которую создает работающий кондиционер.
В целом процесс обслуживания системы кондиционирования достаточно сложен, и его нельзя доверять «фирмам», не имеющим специального оборудования и опыта.


При использовани материала журнала "Мастер 12 Вольт"

Комментарии: (0) Рейтинги:  
0
Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Кликните для обновления

Для редактирования комментария осталось 10 минут
Top